Подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста.



Большое место в жизни детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет занимают игры. В этом возрасте дети подражают действиям взрослых людей, животным, птицам, движению машин и т. п. Задачей взрослых является направление любой игры таким образом, чтобы она помогала ребенку правильно понимать жизнь.

Содержание игр и их характер меняются с каждым годом жизни ребенка. Например, с 3 лет в играх детей уже отображаются явления окружающей жизни, они выполняют различные роли (шофера, врача, строителя и др.). Они могут сосредоточенно заниматься чем-нибудь в течение 30-40 минут и добиваться поставленной цели (т.е. начинают планировать свои действия). Постепенно усложняется их деятельность и повышается активность. Игры способствуют развитию самостоятельности, инициативы, творчества у детей.

Взрослые должны умело руководить играми детей дошкольного возраста, пользуясь различными воспитательными приемами: показом, примером, обучением, объяснением или напоминанием, совместной игрой.

Но помните, что дети должны научиться играть самостоятельно, а не только с помощью взрослых. Вы же, стараясь не подавлять их инициативу, можете усложнять игру, давать ей разное направление, тем самым повышая интерес ребенка к игре. При этом следите за сменой видов деятельности: подвижная игра должна чередоваться с настольной. Дети быстро устают от однообразных движений и длительной работы одних и тех же мышц. Например, ребенок, который долго и без устали бегает и прыгает дома, во время прогулки через несколько минут уже говорит, что устал и просится на руки. И он действительно устал от однообразной ходьбы.

В подвижных играх для детей важно равномерно распределять нагрузку на все части тела. Трудные упражнения чередуйте с легкими, подвижные — со спокойными, а между ними делайте перерывы.

Приводим некоторые подвижные игры для детей дошкольного возраста.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста 3-4 лет:

Сюжетами игр для 3-4-летних детей должно быть то, что им понятно и близко. Игра должна содержать только один эпизод, например:

«Курочка ведет гулять своих цыплят, пошел дождь, и курочка собирает своих цыплят и ведет домой».

«Воробьи клюют зернышки, подкрадывается кот, воробьи испугались и улетели».

«Машины едут по улице, стоит милиционер, он делает знак, все машины остановились».

«Козы пасутся на лугу, пастух заиграл на дудке и все козы стали собираться к нему».

«Кролики выбежали из клеток, услышали лай собаки, им нужно быстро бежать в свои клетки».

В таких играх дети исполняют незначительные роли: птичек, машин, коз, а взрослые – роль курочки, кота, милиционера и т.п. Правила подвижных игр должны быть несложными и тесно связаны с содержанием. Маленьким детям еще трудно в точности выполнять правила игры, поэтому нельзя предъявлять ему строгие требования. Также не следует вводить в подвижную игру незнакомые для ребенка движения.

Младших дошкольников в игре больше интересует сам процесс движений, чем результат игры. И благодаря эмоциональной окраске этот интерес усиливается.

Приведенные ниже игры рассчитаны на занятие взрослого с одним ребенком или сразу с несколькими детьми.

  1. «Воробьи прыгают». Встать лицом к детям и предложить им повторить движения за вами: подскоки на двух ногах, изображая прыгающих и чирикающих воробьев. Сделать 10-12 подскоков.
  2. «Дождь идет». На полу начертить мелом круг – это «домик». Дети вокруг него бегают, прыгают. Неожиданно взрослый восклицает: «Дождь идет, бегите скорее домой!». Дети должны сразу бежать в круг – «домик». Повторить 4-6 раз.
  3. «Прыжки до ладони». Над головой ребенка держать свою ладонь. Пусть каждый ребенок подпрыгнет и коснется ладони головой. Повторить 8-10 раз.
  4. «Прыгай как мяч». Взять большой мяч в руки и ударять им об пол. Ребенок должен подпрыгивать одновременно с мячом, сохраняя заданный темп в течение 1-1,5 мин.
  5. «Маленький – большой». Низко присесть, касаясь руками пола, и вместе говорить: «Какой я маленький», затем встать, поднять вверх руки и слегка запрокинуть назад голову, говоря: «Какой я большой». Повторить 4-6 раз.
  6. «Перепрыгнуть через ручей». На полу начертить мелом две линии, расстояние между которыми 20-30 см – это «ручей». Нужно перепрыгнуть через него. Постепенно увеличить ширину «ручья» до 35-40 см. Игра длится от 40 секунд до 1 минуты.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста 4,5 – 5,5 лет:

Дошкольники в возрасте 4,5 – 5,5 лет быстро осваивают новые движения, выполняют простые правила игры, поэтому подвижные игры можно усложнять и расширять их тематику.

Темы для подвижных игр: жизнь животных и птиц, транспорт и др. Правила игр остаются простыми, но вводятся некоторые ограничения действий. Например: бежать до черты, не забегать в «чужой дом», убегать только в указанное место и др.

Дети 4,5 – 5,5 лет уже без труда могут прыгать через небольшие препятствия, подлезать под веревку, бегать парами.

В нижеприведенных подвижных играх могут участвовать сразу несколько детей или взрослый может играть с одним ребенком.

  1. «Намотай быстрей». Возьмите шнур с привязанными к концам палочками – один у ребенка, другой у вас — пальцами рук (тыльные стороны ладоней обращены книзу). Натяните шнур и по команде начинайте наматывать шнур на палочку – кто быстрее. Повторить 3-4 раза.
  2. «Перешагни». Нарисовать на полу несколько кругов (диаметр 15-20 см), расстояние между ними – 10-15 см. Ребенок перешагивает из одного круга в другой. Игра длится от 40 секунд до 1 минуты.
  3. «Не задень». Расставить на полу кубики, кегли или другие предметы. Пусть ребенок пробежит между ними, не задевая их. Повторить 4-6 раз.
  4. «Самолет». Дети изображают летчика. На команды: «Готовься к полету» ребенок наклоняется, («наливая бензин»), «заводи мотор» — руками делает круговые движения перед грудью, «самолет поднимается в воздух» — руки поднимает в стороны, «самолет летит» — бежит. Команда «На посадку» — медленно опускает руки, замедляет бег, останавливается («приземляется»). Повторить 3-4 раза.
  5. «Птички». На полу начертить круг («гнездо»), ребенок садится в него («птичка»). По команде: «птичка полетела за кормом» — ребенок выбегает, изображая птичку, «собирает корм» — наклоняется, по команде: «домой» — ребенок возвращается в круг, садится. Повторить 2-3 раза.
  6. «Поймай комара». На палку длиной 1 или 1,5 м привязать сделанного из ткани или бумаги «комара». Подняв палку выше головы ребенка, кружите «комара», а он пусть подпрыгивает, стараясь обеими руками поймать его. Игра длится 30-40 сек.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста 5,5 – 7 лет:

Для детей 5-6 лет становятся более разнообразными темы игр. Их любимыми персонажами являются летчики, космонавты и т. п. Но игры, которые требуют коллективной ответственности участников, еще трудные для них. Им легче играть, когда каждый отвечает сам за себя.

Для старших дошкольников правила игр становятся сложнее, когда требуется больше внимания, выдержка, быстрая реакция. Детей интересует не только сама игра, но и ее результаты: кто прыгнул дальше всех, кто лучше выполнил движение и т.д.

Участие взрослых в играх уже не обязательно, т. к. дети сами могут выполнять ответственные роли.

Подвижные игры, которыми можно заниматься дома:

1.»Забрось мяч в корзину».Поставить на пол корзину диаметром 30 см и с расстояния 1 м ребенок должен забросить в нее мяч диаметром 10-12 см. Повторить 8-10 раз.

2. «Шаг-скачок». Мелом на полу провести черту. Через 3 м от черты поставить табурет и положить на него мяч. Ребенок должен шагнуть правой ногой, подпрыгнуть на ней, шагнуть левой ногой, подпрыгнуть на ней, и таким шагами-скачками достичь табурета, взять мяч и так же возвратиться обратно. Повторить 2-4 раза.

3. «Сделай фигуру». Ребенок бегает по комнате и делает различные движения: поднимает руки вверх, в стороны, приседает, стоит на одной ноге и т. п. По команде он должен остановиться и застыть в той позе, в которой услышал команду. Игра длится 1-1,5 мин.

4. «Удочка». К шнуру привязать мешочек с песком и вращать его низко над полом вокруг себя. При его приближении ребенок подпрыгивает, чтобы «удочка» не коснулась его ног. Игра длится от 40 сек. до 1 мин.

5. «Отыщи предмет». На столе разложить мелкие предметы и накрыть их платком. Назовите предмет, а ребенок должен отыскать его на ощупь, засунув руку под платок. Повторить 4-6 раз.

Используйте свою фантазию, придумывайте сами различные варианты игр, видоизменяйте и усложняйте их.

Полезные статьи:

Развитие ребенка дошкольника — от 3 до 7 лет.

Закаливание детей дошкольного возраста.

Режим дня дошкольника.

Как определить аппендицит у ребенка?

Типы нервной системы у детей — советы по воспитанию.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Воспитание детей в семье.

Орган слуха — нарушение слуха, как защитить и сохранить слух.

Заикание. Как избавиться от заикания?




Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*