Развитие ребенка первого года жизни.

Развитие ребенка первого года жизни.

Как правило, за детьми первого года жизни ведется постоянное наблюдение врачей. Родителям нужно не только точно выполнять указания детского врача, но и самим следить за правильным развитием ребенка, чтобы вовремя заметить отклонения от нормы. В этом вам помогут приведенные ниже основные закономерности в развитии детей на первом году жизни.



Развитие ребенка первого года жизни — ВЕС РЕБЕНКА:

Важным показателем правильного физического развития является вес ребенка – нормальное прибавление веса. В среднем, здоровые новорожденные весят: девочки – 3000-3200 г, мальчики – 3100-3400 г. Прибавление веса у девочек происходит медленнее, чем у мальчиков. За первые 4-5 дней после рождения ребенок обычно теряет вес на 150-200 г, но его вес должен восстановиться к 10-12 дню жизни.

Если вы считаете, что ваш ребенок мало прибавляет вес, проверьте это, сделав простой расчет: к весу, с которым родился малыш, нужно прибавить число месяцев (возраст ребенка), умноженное на 600 для первого полугодия и на 500 для второго полугодия. Полученная цифра в граммах покажет нужный вес ребенка. Для примера рассчитаем вес ребенка, которому 5 месяцев и его вес при рождении составлял 3200 г: 3200 + (5 х 600) = 6200 г должен составлять его вес.

Нарастание веса ребенка после года замедляется и составляет всего 200-250 г в месяц, а за год получается от 2,5 до 3 кг. За третий год жизни ребенок прибавляет вес на 2-2,8 кг.

Развитие ребенка первого года жизни — РОСТ РЕБЕНКА:

Рост ребенка не менее важный показатель его развития. У новорожденных, как правило, рост составляет от 48 до 52 см, и у мальчиков он несколько больше, чем у девочек. У девочек рост увеличивается медленнее, чем у мальчиков.

За первые 3 месяца рост примерно увеличивается по 3 см в месяц, затем – на 2,5-1,5 см, с 10 по 12 месяц – по 1 см. Итак, за первый год жизни рост в среднем увеличивается на 25 см. А в течение второго года рост увеличивается приблизительно на 10-12 см, за третий год – на 7 см.

Развитие ребенка первого года жизни — ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ У ДЕТЕЙ:

Соотношение размеров окружности головы, грудной клетки и живота показывают пропорциональность развития детей. У новорожденного окружность головы в среднем составляет 34 см. К 6 месяцу жизни ребенка она увеличивается до 42 см, к 1 году жизни – до 46 см. В 3 года окружность головы ребенка составляет 48-49 см.

Развитие ребенка первого года жизни — ОКРУЖНОСТЬ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ У ДЕТЕЙ:

Окружность грудной клетки у мальчиков больше, чем у девочек и при рождении примерно составляет 32-34 см. К 1 году жизни окружность грудной клетке в среднем составляет 45-48 см, к 3 годам – 51-52 см.

Развитие ребенка первого года жизни — ОКРУЖНОСТЬ ЖИВОТА РЕБЕНКА:

Окружность живота у ребенка должна быть меньше, чем окружность груди. Если окружность живота значительно больше груди, то это указывает на непропорциональность развития и о возможном рахите.

Развитие ребенка первого года жизни — КОСТНО МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА:

Для правильного развития ребенка первого года жизни большое значение имеет, в каком состоянии находятся его мышечная, костная, нервная системы, внутренние органы, психика, двигательные навыки. Определенное влияние на это могут оказывать родители и другие члены семьи.

Костно мышечная система новорожденного развита слабо, особенно мышцы конечностей, и мышечная масса составляет только 20-25% от веса тела ребенка. Для сравнения — у взрослых она составляет 42%.

Новорожденный ребенок обычно лежит с согнутыми ручками и ножками, пальцы сжаты в кулачки и прижаты к груди, а ножки подтянуты к животу. Эта вынужденная поза объясняется повышенным напряжением мышц (тонус мышц), которое медленно исчезает в течение 2-4 месяцев после рождения. Поэтому, не прикладывайте усилий при разгибании рук ребенка до достижения им 2-2,5 месяцев, при разгибании ног до 3-4 месяцев. Это очень опасно. Костный скелет ребенка слабый, мягкий, податливый и требует осторожного обращения.

В первые месяцы жизни ребенка на его позвоночнике почти нет изгибов. Они образуются по мере его роста, когда голову начинает держать, садится, встает и ходит. Помните, чтобы не искривился позвоночник у малыша, его нужно носить то на одной, то на другой руке попеременно.

Развитие ребенка первого года жизни — НЕРВНАЯ СИСТЕМА и ПСИХИКА РЕБЕНКА:

Нервная система новорожденного ребенка, особенно кора головного мозга, еще не развита, поэтому он не может сознательно отвечать на внешние раздражители, и все его движения хаотичны. Только по мере роста и развития ребенка, его движения становятся более-менее упорядоченными. Он начинает поворачивать голову и все туловище, захватывать руками предметы, пытается сидеть и ползать, поднимается на ноги, стоит и ходит. Вначале все эти движения рефлекторные, но постепенно они совершенствуются и становятся сознательными двигательными навыками. Психика ребенка формируется на протяжении всего детства и юношества.

Внутренние органы у детей развиты слабо и усиленно развиваются в течение первого года жизни. При нормальной работе внутренних органов происходит правильный обмен веществ и хорошее физическое развитие ребенка. А это способствует правильному развитию нервной системы и психики ребенка на первом году жизни.

Развитие ребенка первого года жизни — СЕРДЕЧНО СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ:

К моменту рождения ребенка у него более развиты сердце и сосуды, поскольку они раньше других систем начинают функционировать. Но мышечные волокна сердца еще очень нежные, кровеносные сосуды шире, чем у взрослых, кровяное давление низкое. При различных движениях ребенка и крике увеличивается частота сердечных сокращений.

Развитие ребенка первого года жизни — ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА У ДЕТЕЙ:

Дыхательные пути у новорожденного ребенка очень узкие, дыхание частое, а из-за слаборазвитой дыхательной мускулатуры ограничена подвижность грудной клетки. Но благодаря широкому просвету сосудов через легкие протекает крови больше, чем у взрослых, и это обеспечивает хороший газообмен.

Развитие ребенка первого года жизни — ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У ДЕТЕЙ:

У детей раннего возраста значительно отличаются и органы пищеварения, которые главным образом приспособлены к перевариванию грудного молока. Тонкие мышечные стенки желудка, широкий вход и недоразвитое дно служат причиной частого срыгивания. В кишечной стенке слабо развиты мышечный слой и эластические волокна – из-за этого бывают запоры и плохо отходят газы.

Развитие ребенка первого года жизни —  РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

Нормальное развитие ребенка определяют по тому, умеет ли он удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивает ли туловище когда лежит, может ли он ползать, вставать на ноги и ходить в определенные месяцы своей жизни. Приводятся примерные сроки нормального развития ребенка первого года жизни по месяцам:

Развитие ребенка в1-й месяц:

В первые дни своей жизни ребенок беспомощен, не может изменить положение своего тела, беспорядочно двигает руками и ногами. На протяжении первого месяца организм ребенка приспосабливается к внеутробному существованию: к низкой температуре внешней среды, устанавливается легочное дыхание, перестраивается кровообращение.

Развитие ребенка от 1 до 1,5 месяцев:

— В этот период своей жизни ребенок в течение нескольких секунд может удерживать голову в вертикальном положении тела.

— Он еще не может повернуться на голос, но замирает и лежит неподвижно, прислушиваясь к голосу зовущего его.

— В течение периода от 1 до 4 месяцев усиленно развиваются слух и зрение, и ребенок отыскивает глазами источник звука.

Развитие ребенка в 2 месяца:

— В 2 месяца ребенок должен удерживать голову в вертикальном положении в течение 1-1,5 минуты, а лежа на животе, может приподнимать её.

— При общении со взрослыми, ребенок впервые начинает улыбаться, «гулить», учащенно двигать ручками и ножками.

— Видя красочные игрушки, ребенок выражает радость, следит за ними глазами. Игрушки для детей в 2 месяца: вначале достаточно простых по форме погремушек, а затем разнообразные игрушки и более сложные.

— Ближе к трем месяцам ребенок чаще улыбается и «гулит».

Развитие ребенка в 3 месяца:

— Трехмесячный ребенок может уже легко в вертикальном положении удерживать голову. — Лежа на животе, поднимает не только голову, но и верхнюю часть туловища.

— Может поворачивать голову на звук и улыбаться.

— Тянется к игрушкам и удерживает их рукой.

Игрушки для детей 3 месяцев в часы бодрствования нужно подвешивать к кроватке или коляске прямо перед лицом ребенка, чтобы ему не требовалось поворачивать голову или скашивать глаза, но можно было трогать их руками. Сначала ребенок только смотрит на игрушки, затем тянет к ним ручки, толкает их и некоторое время удерживает руками.

Развитие ребенка в 4 месяца:

— Четырехмесячный ребенок может лежа на животе и опираясь руками, приподнимать верхнюю часть туловища.

— Если держать его в вертикальном положении – упирается ножками.

— Лежа на спине, может приподнимать голову и плечи.

— Схватывает и удерживает руками мелкие предметы.

— Может дольше заниматься игрушками.

— Начинает отличать чужих людей от своих и улыбаться близким. Радость проявляется не только в улыбке, но и в оживленном движении руками и ногами.

— С 4 месяцев ребенок может громко смеяться и все чаще и длительнее издавать разнообразные звуки.

Развитие ребенка в 5 месяцев:

— В пять месяцев, держась за что-то руками, ребенок пытается сидеть.

— Если его держать под мышки – может стоять, не сгибая ног.

— Может перевернуться со спины на живот.

— Может долго лежать на животе с приподнятым туловищем.

— Долго удерживает схваченный предмет.

Развитие ребенка в 6 месяцев:

— В 6 месяцев ребенок сидит с поддержкой.

— Умеет переворачиваться с живота на спину (это труднее, чем со спины на живот).

— Учится ползать на четвереньках.

— Если поддерживать под мышки – переступает ногами.

— После 6 месяцев повышается интерес ко всему, что его окружает.

— У ребенка развивается речь (лепет), и он понимает речь других людей.

— С окружающими его людьми устанавливается более тесный контакт.

— Занятия с игрушками усложняются.

Развитие ребенка в 7 месяцев:

— Семимесячный ребенок может уже сидеть без опоры.

— В положении сидя может наклоняться, чтобы достать игрушку.

— Держась за сетку кровати, может вставать на колени и садиться.

— При поддержке может ползать на четвереньках и хорошо переступать ногами.

— Может поднимать упавшую игрушку и перекладывать её в другую руку.

— В 7 — 8 месяцев ребенок начинает повторять звуки, произносимые другими.

Развитие ребенка в 8 месяцев:

— Ребенок самостоятельно садится, встает на ноги, ложится.

— Хорошо ползает, при поддержке за руку стоит и переступает ногами.

— Делает «ладушки».

При помощи взрослых, быстро совершенствуются общие движения. С 8 месяцев учите ребенка различать по именам окружающих людей. Для этого нужно несколько раз повторять имена.

Развитие ребенка в 9 месяцев:

— Ребенок в 9 месяцев ходит, держась за руку взрослого.

— Может переступать в боковом направлении и приставлять одну ногу к другой, держась двумя руками за перила кровати.

— Держась за опору, может долго стоять, по просьбе подавать руку.

— Занимается с игрушками самостоятельно.

— Произносит большее количество звуков.

— Появляются сознательные действия: ребенок выбрасывает игрушку из кроватки и следит, как она падает, катится.

Развитие ребенка в 10 месяцев:

— В 10 месяцев ребенок может вставать без поддержки и недолго стоять без опоры.

— Может ходить, держась одной рукой.

— Выполняет различные задания: например, открывать и закрывать коробочку, давать и брать игрушку и т.п.

Развитие ребенка в 11 месяцев:

— В 11 месяцев ребенок может долго стоять без опоры.

— Хорошо ходить, держась за одну руку.

— Приседать без поддержки.

Развитие ребенка в 12 месяцев:

— На двенадцатом месяце ребенок самостоятельно ходит.

— Способен выполнять сложные для него задания: открывать или закрывать дверь, приносить различные вещи и т.п.

Разумеется, что указанные здесь этапы развития ребенка первого года жизни, примерные. Поэтому, следует учитывать, что развитие каждого ребенка зависит от индивидуальных способностей и окружающих условий. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Главное следить за тем, чтобы не было больших отклонений от нормы, и помогать своему ребенку развиваться, уделяя этому достаточно времени.

Полезные статьи:

Воспитание детей раннего возраста — с рождения до 3 лет.

Закаливание новорожденных.

Разочарование после свадьбы – как спасти брак?

Развитие способностей у детей важно в раннем детстве.

Развитие ребенка от 1 года до 3 лет.

Развитие ребенка дошкольника — от 3 до 7 лет.

Воспитание детей в семье.

Капризный ребенок — как сказать ребенку «нет»?

Орган слуха — нарушение слуха, как защитить и сохранить слух.




Оставьте комментарий первым

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*